Норвежский парадокс: рост рынка масел и электрическая революция

Электрокары и гибриды сегодня пользуются большим спросом в Норвегии. Для их обслуживания существует развитая система заправок, электричество на которые поступает с ветряных и гидроэлектростанций. В то же время Норвегия является одним из лидеров по добыче и продаже полезных ископаемых. В будущем правительство планирует разработку новых месторождений нефти и газа, добычу и продажу продуктов. Выбросы, которые возникнут в результате сжигания этого топлива, значительно превысят выбросы Норвегии в настоящее время. Кроме того, нефтегазодобывающая промышленность сама по себе производит огромные выбросы уже в процессе добычи, до того, как продукты сгорят в системе автомобиля с ДВС.

Автопарк Осло, и Норвегии в целом, является одним из самых чистых в мире. Но страна по-прежнему сильно зависит от продажи ископаемого топлива, что влияет на объем выбросов как в границах государства, так во всем мире.

На рынке электромобилей предвидится глобальный рост

Недавно норвежский гидроэнергетический гигант Statkraft провел конференцию, на которой организация Bloomberg New Energy Finance (BNEF) представила доклад «Обзор электромобилей (EVO) 2020». В своем выступлении BNEF осветила как влияние пандемии COVID-19 на транспортную систему, так и перспективы перехода на электротранспорт в ближайшем будущем.

«Продажи легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания достигли пика в 2017 году, а теперь постепенно идут на спад», — говорится в отчете. По прогнозам, пандемия повлияет на реализацию всех авто, но «продажи электромобилей упадут меньше и вернутся в нормальное состояние быстрее, чем продажи авто с ДВС», — утверждает Колин МакКерракер из BNEF.

Цена на электрический транспорт достигнет паритета в середине 2020-х годов. На сегодняшний день Китай и Европа опережают продажи США, внося огромный вклад в декарбонизацию транспорта. Уже сейчас 16% мирового автобусного парка переведено на электричество (в большей степени благодаря Китаю).

BNEF, как и ожидалось, оптимистично смотрит на изменения. «Сначала изменения происходят медленно, затем ускоряются», — заметил МакКеррахер, имея в виду успешное стимулирование правительством Норвегии покупки электромобилей. Такой подход привел к увеличению продаж электрических авто на 60% в конце 2019 года.

Собрав все прогнозы воедино, можно сделать простой, интересный вывод. «То, что спрос на нефтепродукты для легковых автомобилей уже достиг своего пика, было еще одним неожиданным, возможно, спорным выводом», — говорит МакКеррахер.

Судя по прогнозам, общий спрос на нефть для автотранспорта (включая большегрузы) начнет спадать к 2031 году. И подмечая, что этих тенденций недостаточно для целей климатического развития, МакКеррахер, похоже, намекает, что для нефти реальность может быть не такой радужной.

«Основная задача для всех нас — приблизить отказ от нефти и доказать неправоту Bloomberg New Energy Finance», — призывает Мариус Холм из норвежской группы защиты климата и энергетики Zero.

Что насчет нефти?

Идея о том, что ситуация рынка нефтепродуктов в Норвегии не так проста, прошла красной нитью через выступления всех спикеров конференции. Эта страна является мировым лидером в области развития электрических технологий, которые, как показывает EVO BNEF 2020 года, напрямую способствуют глобальному сокращению добычи нефти — одного из крупнейших оптовых экспортных товаров Норвегии и основного источника ее огромного богатства.

«То, что мы получаем в Норвегии, во всех смыслах представляет собой большой парадокс», — считает Тина Бру из Министерства нефти и энергетики. Политика Норвегии в области электромобилей «четкая, устраняющая потребность в основных экспортных продуктах, которыми являются нефть и газ. Это правильно».

Но, в защиту больших налоговых льгот, предоставленных норвежским нефтегазовым компаниям в рамках борьбы с COVID-19, Брю отметила, что «это является основной технологической отраслью, предоставляющей тысячи рабочих мест».

Генеральный директор Statkraft Кристиан Риннинг-Тённесен также не согласен с идеей снижения стимулов к добыче нефти и газа, предпочитая подход, основанный на сокращении спроса. «У множества нефтяных месторождений темп истощения настолько высок, что нам все еще нужны новые скважины, чтобы заменить старые», — говорит Риннинг-Тоннесен, добавляя, что он также надеется, что реальность превзойдет прогнозы BNEF.

Основная идея конференции заключается в том, что даже если рынок нефти обречен, нужно сделать так, чтобы это проходило медленно. «Мы считаем, что Норвегия и Equinor будут продолжать заниматься нефтегазовой отраслью в течение еще многих десятилетий, даже не взирая на стремление к улучшению климатических показателей», — замечает генеральный директор Equinor Эйрик Вернесс. На сегодняшний же день, оптовые поставщики не испытывают сложностей по сбыту нефтепродуктов и не сильно беспокоятся о возможном будущем крахе сферы полезных ископаемых.

Сейчас, безусловно, время, когда никто не испытывает восторга, зная, что общество зависит от топлива и технологий, которые, как известно, наносят вред человечеству.

Судя по прошедшему десятилетию, даже оптимистичные прогнозы электрической революции оказываются слишком пессимистичны. Однако парадоксальные ситуации не длятся вечно, в конце концов одна сторона побеждает. Обычно изменения начинаются с малого и протекают медленно, затем ускоряя темп. Что произойдет, когда мир перейдет от «медленного» к «быстрому» темпу электрификации транспорта, а спрос на нефть падает? Норвегия будет первой, кто узнает ответ.

Автомасла от производителя