Передача «Галилео» об антисептиках

Опять у нас несчастный случай на производстве: неожиданно принесли обед, я схватил вилку и вот колото-рваные раны. Хорошо хоть до рта не успел донести этот несчастный винегрет. Все побежали сразу, у нас есть аптечка. Скорее, скорее за аптечкой…Открыли аптечку, а там, вот, пожалуйста, йод, зелёнка и перекись водорода. Все говорят: давайте обсудим, что из этих, точнее, какой из этих антисептиков лучше подходит Александру. До сих пор обсуждают, а меня просто перемотали какими-то грязными бинтами и оставили. Одни говорят: нужно йод, потому что йодом аккуратненько возле ранки, другие говорят: нужно зелёночку, зеленочкой возле ранки. Третьи орут, что давайте перекисью всё зальем и хватит! Короче, пока мы теперь сюжет не посмотрим про эти антисептики, я буду сидеть нагнивать. Фу…Программа Галилео объявляет войну микробам. Правда, пистолет в этом деле бесполезен. Нам потребуется совсем другое оружие. Вот оно. В этих невзрачных, на первый взгляд, бутылочках содержится злейший враг вредных микроорганизмов – антисептики. Итак, представляем пятёрку самых известных борцов с микробами:

-Фурацилин;

-Перекись водорода;

-Зелёнка;

-Марганцовка;

-Йод.

В переводе с латинского anti- означает против, а septicus — гниение. Но как работают антисептики? На поврежденных тканях моментально образуется множество вредоносных бактерий, а под воздействием антисептиков они погибают. Вот почему, когда мы получаем ссадины и царапины, нужно срочно бежать за аптечкой, чтобы обработать рану антисептиком. Но постойте, зачем нужно так много средств для уничтожения микробов и чем они отличаются друг от друга? Выясним, какой из пяти препаратов лучше всего борется с бактериями. Устроим пятиборье. Антисептики против микробов. А где же взять микробов? Далеко ходить не нужно, достаточно на несколько часов замочить кусок сырого мяса в воде. Для человека такой кровяной суп выглядит неаппетитно, но для размножения микробов это самая благоприятная среда. Здесь они удваивают свое количество каждые 20 минут. Через шесть часов из одной вредной бактерии может получиться миллион. Микробов у нас предостаточно. Пора проверить антисептики в действии, но как это сделать? Всё просто: каплю кишащей бактериями жидкости будем смешивать с каплей антисептика, а затем в микроскоп проследим, сколько вредителей выживет спустя минуту. Начнем с самого яркого борца с микробами — зелёнки. Смешаем наш неаппетитный бульон с антисептиком на лабораторном стекле и отправим под микроскоп. Двигающиеся на экране точки и есть вредные микроорганизмы. Но что станет с ними через минуту? 80 процентов микробов погибли. В чем секрет зелёнки? Кстати, официально её называют бриллиантовой зеленью. Интересно, действительно ли у этой яркой жидкости есть что-то общее с бриллиантами? Разобраться с зелёнкой и другими антисептиками нам помогут лаборанты Алёна и Ксения. Пусть девушки покажут, из чего делают зеленку. Основной ингредиент хранится в пузырьке из тёмного стекла. Это каменноугольная смола. Она имеет зеленовато-золотистый цвет и переливается. Из-за этого свойства зеленку и называют бриллиантовой. Но сухой зеленью раны не обрабатывают. Кристаллы нужно превратить в жидкость. Для этого зелёное вещество растворяют в 60% медицинском спирте. Кстати, именно из-за спирта зелёнка, попадая на рану, так щиплется. Спирт оставляет на ране химический ожог, а любой ожог — это больно, но становится легче, если на обработанную зелёнкой ссадину подуть. Это потому, что спирт под воздействием воздуха быстро испаряется. Постойте, но зачем такие жертвы? Нельзя ли развести зеленку водой чтобы она не щипалась? Давайте проверим. Итак, та же самая бриллиантовая зелень плюс вода. Смотрите, в пузырьке плавают комочки. Порошок не до конца растворился в воде. Такой зелёнкой рану лучше не смазывать — попавшие в трещину песчинки вызывают раздражение повреждённых тканей. Но кому в голову пришла такая идея — обрабатывать раны смолой? В середине 19 века молодой английский ученый Уильям Перкин искал средство от малярии. Он предположил, что спасением от этой опасной болезни может стать угольная смола. Перкин развел смолу кислотой и получил зеленое вещество. В борьбе с малярией зелёнка оказалась бесполезна, однако яркий состав решили использовать в научных опытах, а именно подкрашивать им микроорганизмы, чтобы те были заметнее под микроскопом. И тут обнаружилось, что цветной препарат убивает все микробы наповал. В результате зеленку стали применять в медицине для обработки ран. С зеленкой мы разобрались. Теперь проверим, на что способен 2 антисептик — йод. Смешаем его с кровяным супом. Результат оценим через минуту, а пока узнаем, из чего же делают йод. Его тоже готовят из кристаллов, но если зеленка это смола, то что такое кристаллы йода? Йод получают в процессе переработки морских водорослей, например в тонне высушенной морской капусты — ламинарии — содержится около пяти килограммов йода. Также йод есть в морской воде. Правда, здесь его концентрация мала. В тонне воды не более 30 миллиграммов йода. Примерно в таких же пропорциях этот элемент содержатся в известняках и каменном угле. Ну а наш организм добывает йод из яиц, молока и даже из хлеба. Но как превратить кристаллы йода в жидкость? Происходит это точно так же, как и с зеленкой — йод растворяют в спирте, правда, в этом случае крепость спирта составляет не 60, а целых 95%. Вот поэтому йод сильнее щиплется. Кстати, из-за высокого содержания спирта, йод нельзя лить прямо в рану — он может обжечь внутренние ткани. Интересно, а как йод справился с бактериями? Так жидкость выглядела сначала. И вот что мы видим спустя минуту. Живых микроорганизмов не более 10 процентов. Отличный результат! Впрочем, у нас есть ещё 3 антисептика. Разберёмся с ними. Третий микробоборец — перманганат калия, или попросту марганцовка. Тоже кристаллы. Цвет тёмно-фиолетовый. Марганцовку получают в результате химического взаимодействия двух веществ: калиевой соли и марганцевой кислоты. Но как превратить сухое вещество в жидкий антисептик? Сначала порошок растирают — так его легче растворить. Кстати, в отличие от йода и зеленки, марганцовку разводят водой и никакого осадка не остается. На сей раз обошлось без жгучего спирта, а значит и щипаться этот антисептик не будет. Марганцовкой спокойно промывают открытые раны, но вернемся к испытаниям. Очередь марганцовки очищать воду от бактерий. Посмотрим, что произойдет. Да, по эффективности этот препарат значительно уступает зеленке и йоду. Но у марганцовки есть одно важное преимущество — она не проникает в глубокие слои ткани, поэтому марганцовку можно принимать внутрь при пищевых отравлениях. Правда, здесь важно соблюдать пропорции. Обычно их определяют на глаз — по цвету. Для приема внутрь готовят слабый светло-розовый раствор. А для промывания ран более насыщенный, фиолетовый. Пришло время испытать.Следующий антисептик, цвет кислотно-желтый. Это фурацилин. Его получают из синтетического антибактериального вещества — фурана. Отсюда и название.Фурацилин, также как и марганцовку, разводят водой, поэтому желтый раствор оказывает щадящее действие на ткани, и им можно обрабатывать слизистые оболочки. Например, полоскать горло при ангине. Давайте же посмотрим, сколько бактерий убьет фурацилин. Не более 50%. Наконец, мы и подобрались к последнему, пятому антисептику. Перекись — бесцветное вещество. Перекись была изобретена в 1818 году. Идея создания этого вещества принадлежит Луи Жак Тенару — французскому химику. Пероксид водорода — так был назван состав сначала — использовался для химических опытов. Позже обнаружилось, что химический состав перекиси, а это две молекулы кислорода и две молекулы водорода, губителен для бактерий. Медицинский 5% раствор перекиси готовят из пергидроля — это более концентрированный химический аналог антисептика. Одну часть пергидроля смешивают с десятью частями воды. Готово. Пора узнать, как этот бесцветный антисептик действует на микробов. Смешаем перекись с вредными бактериями и посмотрим. Этот антисептик обезвредил половину микробов. Но почему же жидкость на стекле закипела? Попадая на рану или царапину, перекись взаимодействует с кровью. В крови содержатся ферменты, которые провоцируют распад перекиси на воду и кислород. В результате этой реакции перекись шипит и пузырится. Итак, пора подводить итоги. Самым мощным антисептиком оказался йод — он убил больше всех бактерий.Зелёнка на втором месте. Фурацилин, перекись и марганцовка чуть-чуть отстали, но с бактериями тоже справились.Вывод: даже если у вас много ссадин, не расстраивайтесь — это лишний повод разукрасить себя — и с бактериями справитесь, и в рисовании попрактикуетесь. Да хватит уже, ладно! До сих пор обсуждают, какой из этих антисептиков лучше. Ребят, забудьте про эти бутылочки, возьмите обыкновенный подорожник на улице. Он обладает кровоостанавливающим действием, противовоспалительным действием, и вообще прекрасный заменитель любого антисептика, только смотрите внимательно, чтобы рядом с этим подорожником не бегали собачки, а то эффект будет противоположным.